Обычно в процессе адаптации помимо самого сотрудника участвуют его руководитель, наставник и эйчар. Первый и второй помогают освоиться в команде и разобраться в обязанностях, третий — встроиться в культуру компании и решить связанные с оформлением вопросы.
Может быть и по-другому. К примеру, в небольших компаниях не всегда есть эйчары как таковые: кадровик может заниматься оформлением, а руководитель — всем остальным. Но, как бы ни распределялась ответственность за онбординг, работодателю нужно к нему подготовиться. В этом разделе опишем основные шаги.
Шаг 1. Решите, что должно входить в программу адаптацииНовым сотрудникам нужно узнать, как устроена работа и что придется делать конкретно им. Чтобы охватить все важные вопросы, можно разделить программу адаптации на три блока:
- Общий. Это welcome-курсы, из которых новички узна́ют главное о компании — ее историю, миссию, культуру. Они могут быть едиными для всех новых сотрудников.
- Специфика подразделения. Этот блок поможет новичкам понять, чем занимается их команда или подразделение и как в них организованы процессы. Информация будет особой для каждого отдела.
- Индивидуальный. Сюда входит всё, что поможет сотруднику адаптироваться к должности и задачам, а также к коллективу. При составлении этого блока важно учесть не только опыт и компетенции новичка, но и его личные качества. Например, если человек застенчивый, он может дольше привыкать к коллегам или бояться задавать вопросы — тогда ему на адаптацию потребуется больше времени.
Продумайте, что должно входить в каждый блок. Если вы создаете программу адаптации не с нуля, то, скорее всего, данные о компании и подразделениях у вас уже есть. Советуем уделить особое внимание индивидуальному блоку: в нем должно быть собрано всё, с чем новичок будет сталкиваться каждый день, и он в наибольшей степени повлияет на
успех адаптации.
Шаг 2. Предупредите командуХотя фокус адаптации — на новом сотруднике, коллектива она касается тоже. Люди должны знать, что изменится с приходом новичка, какие задачи он заберет и в чем ему нужна будет поддержка. Поэтому советуем заранее сообщить команде о выходе нового коллеги.
Шаг 3. Назначьте наставниковОбычно наставники помогают новичкам разобраться в обязанностях и задачах, следят за выполнением плана адаптации и поддерживают — в том числе морально. Сотрудник может обратиться к наставнику с любым вопросом: тот либо ответит сам, либо перенаправит на другого коллегу. Благодаря наставникам новички лучше справляются со стрессом и быстрее адаптируются, а еще узнают тонкости, которые приходят только с опытом и которые в welcome-материалах не пропишешь.
Часто наставниками становятся более опытные коллеги, с которыми в дальнейшем новичок будет работать на равных. Но многое зависит от ситуации: если компания совсем небольшая или формируется новая команда, наставником может быть и непосредственный руководитель.
💡 Совет 💡Не стоит назначать на эту роль тех, кто не хочет. Кроме того, по возможности наставничество стоит поощрять: иначе люди могут воспринять это как дополнительную нагрузку, которая лично им ничего не принесет.Перед тем как выбирать наставников, продумайте, что именно эти сотрудники должны делать: например, наставник погружает именно в рабочий процесс, а организационные вопросы решает эйчар или руководитель. Наставников может быть даже несколько: один помогает сориентироваться в задачах, другой знакомит с программами и сервисами компании. Всё зависит от размеров компании и специфики работы.
Шаг 4. Составьте план введения в должностьИтак, вы решили, что должен узнать сотрудник за время адаптации и кто будет ему помогать. Теперь пора составить план. Это должен быть четкий порядок действий: что и в какие сроки будет делать сотрудник; что потребуется от эйчара, руководителя, наставника. Укажите также, каких результатов вы ждете на каждом этапе и по каким критериям будет оцениваться успех. Впоследствии это пригодится, чтобы подвести итоги адаптации и решить, останется ли сотрудник с вами.
На какой срок рассчитывать такой план? Строгого ответа нет. Многое зависит от того, какие правила на этот счет существуют в вашей компании, а также от специфики должности нового сотрудника и его личных качеств. Часто адаптацию соотносят по длительности с испытательным сроком. Но исследования показывают, что многие сотрудники могут адаптироваться быстрее — по крайней мере, по их собственным оценкам.
Сервис Работа.ру спросил российских сотрудников, сколько времени им нужно для адаптации. Результаты
следующие:
●19% опрошенных считают, что могут адаптироваться за несколько дней;
●14% нужна неделя, 17% — две-три недели;
●21% респондентов адаптируется за месяц;
●17% — за два-три месяца;
●3% — за четыре-пять месяцев;
●9% для адаптации нужно полгода или больше.
Мы советуем планировать адаптацию так, чтобы во время испытательного срока сотрудник успел показать первые результаты, но с учетом того, что потом ему тоже может требоваться поддержка. Исходя из этого, мы разделили план введения в должность нового сотрудника на пять этапов:
- Пребординг (до фактического выхода сотрудника на работу).
- Первый день.
- Первая неделя.
- Первый месяц.
- Первые три месяца.
Подробнее об этих этапах поговорим в следующем разделе.
Шаг 5. Проверьте, всё ли готово к выходу сотрудникаЧтобы первый день у человека прошел удачно, не забудьте об организационных моментах. Например:
●напомните отделу кадров, наставнику и команде о выходе нового сотрудника;
●подготовьте рабочее место;
●закажите пропуск, если он необходим;
●оформите корпоративную почту;
●проверьте/подготовьте welcome-курсы и другие материалы, которые понадобятся в первое время;
●объясните новичку, чего ему ждать от первого дня, во сколько приезжать, кто его встретит и т. д.