Как удержать
сотрудников в компании?
Стратегии, которые вам помогут
Почему сотрудники увольняются?
Что мотивирует сотрудников оставаться в компании?
«А повышение зарплаты сработает?»
Кого удерживать не стоит?
Как понять, кого удержать важно?
Что можно сделать на разных этапах жизненного цикла сотрудника?
Топ-5 стратегий удержания
Итак, мы разобрались, что помогает удержать сотрудников на разных этапах жизненного цикла. Но есть стратегии, которые от конкретного этапа не зависят. Они помогают как предотвратить увольнения, так и своевременно среагировать, если сотрудник задумался об уходе.
1. Гибкость во всём
У каждого сотрудника свои запросы, к тому же они постоянно меняются. Конечно, удовлетворить все нельзя. Но часто у компании больше возможностей в этом плане, чем кажется на первый взгляд.
Например, кому-то нужна автономность, кому-то — жесткий контроль. Кто-то лучше работает удаленно, кто-то — в офисе. Если компания научится подстраиваться под такие различия, это повысит лояльность сотрудников и поможет привлекать подходящих соискателей.
2. Система мотивации и признания
Хотя деньги по-прежнему очень важны, это не единственное, что мотивирует людей. На самом деле мотивацией может стать всё что угодно — льготы и компенсации, удаленный/гибридный график, обучение за счет компании, карьерный рост. И даже просто похвала.
Не всю мотивацию нужно систематизировать на уровне компании. В отдельных командах могут быть свои способы и традиции: к примеру, благодарить коллег в общем чате в конце недели. Но всё же нужна общая система, сочетающая материальные и нематериальные методы. Мотивированные сотрудники реже увольняются — и лучше работают.
3. Ясная коммуникация
Когда сотрудники не доверяют коллегам и руководству или не понимают, что происходит в компании, удержать их становится сложнее. Чтобы такого не было, нужна открытая коммуникация на всех уровнях.
Сотрудники должны знать, по каким правилам проходит работа в компании, кто за что отвечает, к кому можно обратиться за помощью. Важно вовремя и понятно рассказывать людям об изменениях и решениях, которые повлияют на их работу.
4. Обратная связь
Чтобы удержать сотрудников, важно знать, что им в компании нравится и не нравится, и учитывать их мнения при принятии решений. Для этого надо регулярно собирать обратную связь: например, приглашать людей на индивидуальные встречи, проводить опросы, поощрять обмен мнениями на собраниях и планерках.
Система обратной связи эффективна, когда сотрудники чувствуют себя в безопасности. Они должны знать, что за критику им ничего не будет. Можно, к примеру, делать опросы анонимными — это подтолкнет людей высказываться честно. Но даже если человек критикует или не соглашается с чем-то на личной или командной встрече, это должно привести к конструктивному диалогу, а не к негативным последствиям для него самого.
5. Забота о благополучии сотрудников
Сотрудники работают хорошо, когда хорошо себя чувствуют — и физически, и ментально. Если работа забирает все силы и вредит здоровью, люди быстрее задумываются об увольнении. Чтобы такого не происходило, важно заботиться о благополучии команды.
Это не значит, что обязательно придется тратить много денег на ДМС или на организацию бесплатного спорта. Можно начать с относительно простых вещей: не поощрять переработки и отказы от отпусков, поддерживать комфортную атмосферу в команде, не перегружать людей. Это уже снизит риск выгорания — а значит, и причин для увольнения у сотрудников станет меньше.
Как оценить эффективность своих действий?
Для этого рассчитывают коэффициент удержания. Формула простая:
Количество сотрудников в конце периода ∶ количество сотрудников в начале периода x 100
Например, в начале квартала у вас работали 50 человек. В конце — уже 40. Считаем коэффициент удержания:
40 ∶ 50×100 = 80%
Метрика показывает, насколько хорошо работают ваши стратегии удержания в общем. Ее можно детализировать и для конкретных целей: например, чтобы оценить эффективность новой системы адаптации. Один из вариантов — посчитать, сколько сотрудников оставалось в компании после испытательного срока в прошлые периоды и сколько остается с тех пор, как была внедрена новая система.