Как MBTI-типология помогает HR в поиске идеальных кандидатов

Можно ли собрать команду мечты, опираясь на типы личности

Чтобы построить эффективную команду, важно знать своих сотрудников: что их мотивирует, какие у них сильные и слабые стороны. Собрать такую информацию быстро помогают системы типологии личности. В этой статье мы поговорим о MBTI-типологии — разберем, как она устроена и чем может быть полезна рекрутерам и HR.

Что такое MBTI и как появилась типология

MBTI расшифровывается как Myers — Briggs Type Indicator, по-другому эту систему называют типологией Майерс — Бриггс. Ее разработали в США в 1940-х годах Кэтрин Бриггс и ее дочь Изабель Майерс. Они опирались на концепцию психологических типов Карла Юнга, который предполагал, что на личность человека влияют:
  • психологическая установка — интровертность или экстравертность;
  • четыре функции психики — мышление, чувства, интуиция, ощущения органов чувств.
От того, какая установка и функция психики преобладают, зависит, как человек воспринимает мир, принимает решения, чувствует себя в тех или иных ситуациях.
Бриггс и Майерс несколько переосмыслили идеи Юнга. Они хотели сделать так, чтобы каждый человек смог узнать о своих особенностях, талантах и слабостях и жить в гармонии с собой. В результате появилась типология личности MBTI, в основе которой лежат четыре шкалы, Бриггс и Майерс назвали их парами предпочтений:
  • ориентация сознания — интроверсия (I) или экстраверсия (E);
  • восприятие информации — интуиция (N) или факты, полученные через зрение, осязание и другие органы чувств (S);
  • принятие решений — логическое мышление (T) или чувства (F);
  • способ взаимодействовать с внешним миром — суждение (J, стремление к планированию, рациональность) и восприятие (P, стремление действовать по обстоятельствам, иррациональность).
Как определить тип личности? Всё просто: человек отвечает на вопросы теста и узнает, какие характеристики доминируют в его случае. От этого зависит тип личности. Например, тип INFP — это интроверты, которые опираются на интуицию и чувства, они скорее восприимчивы, чем рассудительны. Всего типов 16, подробнее о них мы поговорим дальше.

💡 Совет 💡Фонд Майерс — Бриггс рекомендует проходить эту версию теста. Но она платная и на английском языке. В Сети можно найти русскоязычные аналоги, например этот.

Где используется MBTI-типология

MBTI подходит для самотипирования: тест может пройти любой человек, который хочет узнать свой тип личности. В бизнесе и образовании типологию часто применяют системно — тестирование проходят около двух миллионов человек в год. Например, типологию используют:

  • для профориентации;
  • карьерных консультаций и коучинга;
  • формирования команд — на работе и во время обучения;
  • тимбилдинга — чтобы коллеги больше узнали друг о друге;
  • выявления у студентов и сотрудников лидерских качеств;
  • менеджмента, основанного на индивидуальном подходе к сотрудникам.

16 типов личности

Как мы отметили выше, всего в системе Майерс — Бриггс 16 типов личности. Для каждого есть свое описание. Фонд Майерс — Бриггс дает такие варианты.

MBTI-типология в рекрутинге и HR

В целом с точки зрения HR MBTI-типология похожа на модель командных ролей Белбина. Она тоже помогает выявить сильные и слабые стороны кандидата и оценить, впишется ли он в команду. Кроме того, результаты теста могут стать аргументом для нанимающего менеджера, если он сомневается в кандидате.
Предполагается, что вы увидите:
  • что мотивирует человека;
  • что ему важно в работе;
  • как он предпочитает взаимодействовать с коллегами;
  • по какому принципу принимает решения и действует;
  • какие задачи ему подойдут — например, рутинные или нестандартные;
  • какие мягкие навыки развиты лучше или хуже.
Тестировать можно и сотрудников, которые уже есть в команде, чтобы помочь коллегам лучше узнать друг друга, найти подход к подчиненным и повысить продуктивность.
Вне зависимости от того, кого и зачем вы тестируете, мы рекомендуем следовать нескольким правилам:
  • Объясните, зачем нужен тест и на что он повлияет. В случае с кандидатами это стоит делать аккуратно. Если человек решит, что от теста зависит офер, это может его оттолкнуть, ведь оценивается личность, а не деловые качества. Кроме того, такой подход можно расценить как дискриминацию.
  • Помогите настроиться на тест. Проговорите, что правильных и неправильных ответов нет и все типы личности одинаково ценны. Так вы с меньшей вероятностью получите социально одобряемые ответы.
  • Обсуждайте результаты с кандидатами и сотрудниками. Любые тесты могут ошибаться — как и люди, которые их проходят. Поэтому лучше проверить, согласен ли человек с результатами или какие-то моменты видит по-другому.
💡 Совет 💡Если вы никогда раньше не проводили типирование, можно делегировать это бизнес-тренеру или пройти обучение по типологии личности.

Критика и подводные камни

Несмотря на то что типология Майерс — Бриггс применяется очень часто, психологи сомневаются в ее эффективности. Основные претензии в следующем:
  • У авторов типологии не было образования в области психологии или психиатрии, и практикующими специалистами они тоже не были.
  • Концепции Юнга, на которых основана MBTI, не всё научное сообщество считает авторитетными. Кроме того, есть мнение, что типов личности как таковых вообще не существует.
  • Люди сложнее, чем типология. Например, в один момент они могут вести себя как экстраверты, в другой — как интроверты. MBTI — упрощенная модель и такой неопределенности не допускает. Кроме того, характер меняется со временем, и один человек может получить разные результаты теста.
Всё это не означает, что типология совсем бесполезна. Она может показать, как человек воспринимает себя в моменте — если, конечно, он отвечает честно, а не так, как от него якобы ждут. Но слепо верить результатам теста и тем более принимать на их основе решения не стоит. Важно наблюдать за тем, как сотрудник или кандидат ведет себя в реальности, и обсуждать итоги тестирования.