Роли в команде по Белбину: как эффективно распределить задачи?

Используем сильные стороны сотрудников для лучших результатов

Для создания хорошей команды необходимо учитывать компетенции и опыт сотрудников. Но есть еще одна важная составляющая — командные роли. Они описывают типы поведения, свойственные разным сотрудникам: например, кто-то часто предлагает новые идеи, а кто-то всегда ищет в них слабые места. И важно собрать команду так, чтобы все участники дополняли друг друга и взаимодействовали максимально продуктивно.

Классическую модель командных ролей предложил Реймонд Белбин, исследователь и эксперт в области организационного управления. Модель помогает понять, какому сотруднику какая роль (или роли) подходит, и выстроить баланс с учетом сильных и слабых сторон каждого члена команды. В статье поговорим о том, как устроена модель Белбина и как ее использовать, чтобы повысить эффективность команды.

В чем суть модели Белбина

В 1970-х годах Белбин с коллегами проводил эксперимент в Колледже менеджмента Хенли (сейчас это Бизнес-школа Хенли). Исследователи предлагали участникам командные бизнес-игры и пытались понять, от чего зависят результаты команд.

Одна из первых теорий была такой: чем выше показатели интеллекта участников, тем успешнее команда. На практике всё сложилось по-другому: команда «умников» показала худшие результаты.

Постепенно стало ясно, что секрет успеха команды не в уровне IQ, компетентности или других качествах людей, а в балансе типов поведения. Выигрывали те команды, участники которых рассуждали и действовали
по-разному, компенсируя слабости и раскрывая сильные стороны друг друга.

В результате исследователи определили модели поведения — роли,  — которые могут быть полезны для команд. Они основаны на комбинациях типичного поведения и личных качеств. В зависимости от того, что выходит на первый план, Белбин выделил:
  • интеллектуальные роли,
  • социальные роли,
  • роли действия.

Сначала таких ролей было восемь; позже появилась девятая («специалист»). Характеристики каждой Белбин приводит в своей книге «Типы ролей в командах менеджеров».

Интеллектуальные роли

Генератор идей

Предлагает новые идеи, не боится нестандартных решений и сложных проблем

Аналитик

Оценивает варианты, выстраивает стратегии

Специалист

Обладает узкоспециализированными знаниями

Социальные роли

Исследователь ресурсов

Налаживает внешние контакты, ищет новые возможности

Душа команды (или вдохновитель команды)

Налаживает отношения внутри команды

Координатор

Выстраивает процессы и руководит ими

Роли действия

Мотиватор (или шейпер)

Заряжает всех на достижение целей, ищет новые вызовы

Реализатор

Воплощает идеи в жизнь

Контролер (или педант)

Доводит дела до конца, соблюдает сроки, ищет ошибки и недочеты

Что означают эти роли?

Итак, в модели Белбина девять командных ролей. У каждой есть свои сильные стороны и то, что психолог называет допустимыми недостатками. Это характерные для роли слабости и риски, которые иногда даже идут на пользу команде. Их не нужно исправлять: другие сотрудники смогут их уравновесить — и коллектив будет эффективен. А вот недопустимые недостатки могут сильно вредить. Белбин приводит такой пример: если «аналитик» не проявляет здоровый скептицизм, а ведет себя цинично, его вряд ли попросят оценить идеи или помочь в чем-то еще.

Разберем основные характеристики ролей по Белбину.

Генератор идей
Это люди с богатым воображением и нестандартным мышлением. Их стоит подключать к решению сложных проблем: вполне вероятно, они предложат выход, о котором никто больше не подумает. Однако такие сотрудники часто игнорируют детали: предлагая самые немыслимые идеи, не думают о способах реализации.

«Генераторам идей» бывает трудно ужиться с коллегами. Часто это интроверты, которые не слишком хороши в командной работе и склонны игнорировать общепринятые правила. Поэтому им нужны руководители, которые смогут раскрыть их потенциал с учетом этих особенностей.

Допустимые недостатки: слишком увлекается идеями; забывает о практических вопросах; плох в коммуникации.
Недопустимые недостатки: ставит свои идеи выше пользы для команды; отказывается сотрудничать и принимать помощь, даже когда это необходимо.


Аналитик
«Аналитик» рационален и проницателен. Он хорошо оценивает чужие идеи и взвешивает все варианты перед тем, как принять решение. Такой сотрудник полезен, чтобы разработать стратегию, выбрать лучшее решение и довести его до ума.

Его слабая сторона — действие. Если над проектом работают только «аналитики», они могут застрять на этапе критики и в итоге ничего не сделать: ведь во всех идеях и решениях есть недостатки. Поэтому их должны уравновешивать роли действия — например, «реализатор» и «контролер».

Допустимые недостатки: скептически относится к чужим идеям; нерешителен.
Недопустимые недостатки: нелогичный и деструктивный цинизм.


Специалист
У таких сотрудников есть редкие знания и навыки, что делает их особенно ценными для команды. Они эксперты в своей области и, как правило, любят свое дело. Главный минус — «специалисты» зацикливаются на своих обязанностях, игнорируя глобальные цели и задачи команды.

Обычно это самостоятельные сотрудники: им можно доверить задачу, не беспокоясь о результатах. В то же время «специалисты» часто не хотят ни подчиняться начальству, ни управлять подчиненными, ни взаимодействовать с коллегами. Поэтому им нужны руководители, готовые и дать достаточно свободы, и вовремя приструнить.

Допустимые недостатки: фокусируется на деталях и не видит общую картину; развивается только в своей области.
Недопустимые недостатки: отказывается учитывать интересы команды и отдельных коллег, даже когда это необходимо.


Исследователь ресурсов
Энтузиазм, коммуникабельность, любопытство — всё это про «исследователя ресурсов». Такой сотрудник будет искать любые варианты, как команде достичь целей и выйти на новый уровень. Он харизматичен и хорош в переговорах, даже с новыми клиентами и партнерами.

«Исследователь ресурсов» легко увлекается и так же быстро теряет интерес. Кроме того, такие люди иногда слишком оптимистичны и не оценивают ситуацию объективно.

Допустимые недостатки: быстро теряет интерес к задаче; слишком оптимистичен.
Недопустимые недостатки: нарушает договоренности с коллегами и клиентами.


Душа команды
Часто «душа команды» — один из самых популярных сотрудников в коллективе. Это отзывчивый, доброжелательный и дипломатичный человек. Он поддерживает коллег, умеет решать конфликты и сглаживать острые углы.

Для такого сотрудника важно, чтобы команда была сплоченной. И иногда это становится проблемой: человек не может принять важное общее решение, если оно заденет интересы отдельных коллег.

Допустимые недостатки: нерешителен в кризисные моменты; легко поддается влиянию.
Недопустимые недостатки: избегает любых ситуаций, которые могут привести к конфликту.


Координатор
«Координаторы» часто становятся хорошими руководителями. Они выстраивают процессы, не боятся принимать решения и ставить цели. Как правило, эти люди эмпатичны и хорошо ладят с окружающими, что тоже важно для менеджера.

Такие сотрудники умеют распределять задачи и делегировать полномочия. Правда, иногда они этим злоупотребляют: слишком много перекладывают на других, когда не хотят работать сами.

Допустимые недостатки: склонен к лени; делегирует то, что не надо бы.
Недопустимые недостатки: присваивает себе общий успех.


Мотиватор
«Мотиватор» — активный человек, для которого успех на первом месте. Он готов покорять любые вершины и вести за собой команду. Препятствия ему не страшны, и в кризисных ситуациях он обычно не теряет голову. Такие люди часто становятся лидерами и быстро продвигаются по карьерной лестнице.

Но в погоне за успехом «мотиватор» может забыть об окружающих. Иногда таким сотрудникам не хватает терпения, они не думают о чувствах коллег и принимают неудачи слишком близко к сердцу.

Допустимые недостатки: склонен к раздражительности и недовольству.
Недопустимые недостатки: не умеет мирно выходить из конфликтов.


Реализатор
«Реализаторы» — отличные исполнители. Благодаря им идеи не остаются на бумаге, а воплощаются в реальность. Это дисциплинированные сотрудники, которые способны работать системно и стабильно. На них можно положиться.

При этом «реализаторы» часто консервативны. Они с трудом принимают новые идеи и адаптируются к переменам, предпочитая проверенные инструменты и подходы.

Допустимые недостатки: не любит перемены; выбирает привычные пути в работе.
Недопустимые недостатки: сопротивляется переменам и активно критикует всё новое в команде.


Контролер
Как и «реализатор», «контролер» — человек дисциплинированный и старательный. Но также склонный к перфекционизму: ему важно, чтобы всё было сделано идеально. Часто именно «контролер» находит упущения или ошибки даже в мельчайших деталях, что помогает улучшить результат команды.

Однако иногда перфекционизм «контролера» перерастает в тревожность. Сотрудник не делегирует задачи, руководствуясь принципом «хочешь сделать хорошо — сделай сам», или придирается к коллегам, даже если недочеты не повлияют на общий результат.

Допустимые недостатки: слишком беспокоится; не любит делегировать; выискивает ошибки и недочеты в работе коллег.
Недопустимые недостатки: не может смириться с недочетом или оставить в покое коллег, даже когда это необходимо.

Как понять, кто есть кто в команде?

В Хенли Белбин проводил тестирования по трем направлениям: личные качества, интеллект и мотивация. Это основные факторы, которые, по мнению исследователя, влияют на поведение людей в команде. Поэтому первый вариант — протестировать сотрудников, чтобы выяснить, как они сами видят свою роль.

💡 Совет 💡Можно ориентироваться на опросник Self-Perception Inventory  — его разработала основанная исследователем компания Belbin. Однако есть и другие специализированные тесты на определение ролей.

Но тесты не всегда хороший показатель. Это отмечал и сам Белбин по результатам экспериментов. Например, начинающие специалисты отвечали на вопросы теста так, чтобы произвести лучшее впечатление на оценивающего; кроме того, люди не всегда понимают, какова их роль в команде. Поэтому важно подключать и другие инструменты:

  • Опрос коллег и наблюдение. Это покажет, как человек ведет себя в команде и как его воспринимают.
  • Анализ опыта. Посмотрите, каких результатов добивался сотрудник раньше, на каких позициях он работал. Например, если в прошлом он нашел несколько хороших партнеров для компании — возможно, ему подойдет роль исследователя ресурсов.

Как выстроить сбалансированную команду по Белбину?

Итак, вы разобрались в ролях и выяснили, какие из них есть в вашей команде. Теперь пора применить знания на практике. Вот несколько советов, которые помогут повысить эффективность вашей команды за счет данной модели.

Учитывайте сочетаемость ролей
Некоторым сотрудникам комфортно работать вместе, а некоторые постоянно конфликтуют. Что будет в вашей команде — во многом зависит от ролей. Белбин подробно рассказывает об этом в своей книге «Типы ролей в командах менеджеров» (о ней мы упоминали в начале статьи). Он советует выстраивать отношения между разными ролями по следующему принципу:
Идеальный руководитель для роли
Идеальный подчиненный для роли
С кем сработается
на одном уровне?
Генератор идей
Координатор или душа команды. Проблемные варианты — мотиватор и реализатор
Реализатор или аналитик. Проблемные варианты
— мотиватор
и исследователь ресурсов
Координатор, Исследователь ресурсов, душа команды. Проблемный вариант
— реализатор
Аналитик
Координатор. Проблемные варианты — мотиватор и другой аналитик
Реализатор. Проблемные варианты — генератор идей и другой аналитик
Координатор или реализатор. Проблемные варианты — другие аналитики
Специалист
Реализатор, душа команды, Координатор. Проблемные варианты — исследователь ресурсов и мотиватор
Реализатор, душа команды. проблемный вариант — генератор идей
Реализатор, душа команды. Проблемный вариант — генератор идей
Исследователь ресурсов
Мотиватор. Проблемные варианты — контролер и специалист
Контролер. Проблемный вариант — мотиватор
Реализатор, душа команды. Проблемные варианты — контролер и специалист
Душа команды
Мотиватор, но может подстроиться под разных руководителей
Специалист. Проблемный вариант — мотиватор
Душа команды, генератор идей. Проблемный вариант — мотиватор
Координатор
Мотиватор, генератор идей. Проблемный вариант — душа команды
Генератор идей. Проблемный вариант — мотиватор
Душа команды, реализатор. Проблемный вариант — мотиватор
Мотиватор
Координатор или аналитик. Проблемный вариант — реализатор, если мотиватор нарушает отлаженную работу команды
Душа команды, контролер или реализатор. Проблемный вариант — координатор
Исследователь ресурсов. Проблемный вариант — генератор идей
Реализатор
Мотиватор, генератор идей, контролер. Проблемный вариант — другой реализатор
Душа команды. Проблемные варианты 
— генератор идей и исследователь ресурсов
Координатор, аналитик, исследователь ресурсов, контролер, специалист. Проблемные варианты 
— другой реализатор и генератор идей
Контролер
Исследователь ресурсов, генератор идей, мотиватор. Проблемный вариант — другой контролер
Реализатор. Проблемный вариант — исследователь ресурсов
Реализатор. Проблемный вариант — исследователь ресурсов
Помните: у одного сотрудника может быть несколько ролей
Например, человек может быть и «мотиватором», и «реализатором»: стремиться к новым вершинам и понимать, как их достичь на практике. «Генератор идей» может одновременно быть «аналитиком»: выбирать из собственных идей самые эффективные. Поэтому не обязательно, чтобы в команде были представлены все роли. Главное, чтобы сотрудники и руководитель понимали свои слабые и сильные стороны и умели их комбинировать.

Кроме того, роли могут измениться: например, сотрудник избавился от перфекционизма и теперь ближе к роли реализатора, чем контролера.

Выбирайте роли под конкретные задачи
Если вы собираете команду для нового проекта или задачи, продумайте, какие роли понадобятся в первую очередь, а какие должны будут их уравновесить. Например, в адаптации новых сотрудников помогут «душа команды» и «мотиватор»: первый окажет поддержку, второй зарядит на будущие свершения. А если нужно доработать функционал продукта, обратитесь к «генератору идей», «аналитику» и «специалисту» либо «реализатору»: они предложат изменения, смогут их обосновать и претворить в жизнь.