Время прочтения: 11 мин.
19.03.2025 г.
Деловые игры для сотрудников компании: как повысить навыки команды
Примеры, плюсы и минусы, польза для бизнеса
Игры развивают не только детей, но и взрослых. В том числе ваших сотрудников — хотя, казалось бы, где игра, а где серьезный бизнес. Но многие навыки, например работа в команде, эффективнее всего осваиваются именно в игровом формате.

В статье рассказываем, как прокачать команду с помощью деловых игр, какими они бывают и как их проводить. А еще делимся примерами для вдохновения! обы оно соответствовало ценностям компании. То есть именно мотивировать.

Что такое деловая игра


Фактически это имитация реальных бизнес-процессов и ситуаций. Сотрудники получают роли и решают задачи, которые ставит организатор игры. Так они учатся работать в команде, обмениваются опытом, осваивают и придумывают новые инструменты.


В основном с помощью деловых игр развивают гибкие навыки — например, креативное мышление, решение проблем, ведение переговоров, лидерские компетенции. Подобрать игру можно практически под любую задачу — всё зависит от запроса бизнеса и фантазии организаторов.

Плюсы и минусы игрового формата обучения

У деловых игр как метода обучения есть несколько важных преимуществ:

  • Эффективность. В таком формате сотрудники учатся быстрее и сразу пробуют навыки на практике. Кроме того, деловые игры попросту интереснее теоретических лекций и формальных тренингов.
  • Комплексное развитие. Деловые игры развивают несколько навыков одновременно. Например, если по сюжету игры команда должна выбраться с необитаемого острова, сотрудники практикуются в коммуникации, креативном мышлении, принятии решений.
  • Смена ролей. В деловой игре участники могут оказаться в непривычной для себя роли и обнаружить таланты, которых сами от себя не ждали. К примеру, линейный сотрудник может стать капитаном команды — и окажется, что он, в общем-то, неплохой лидер. Это полезно и для самих сотрудников, и для руководителей — чтобы скорректировать планы развития и рабочие задачи.

Но как и у любого метода, у деловых игр есть ограничения. Прежде всего, не все сотрудники готовы в них участвовать. Кто-то считает это пустой тратой времени, кому-то удобнее учиться в других форматах.


Например, если сотрудник привык сначала обдумывать решения самостоятельно и только потом выносить их в команду, в деловой игре он может просто не успевать за коллегами, которым комфортно в условиях мозгового штурма. И это не означает, что такой сотрудник некомпетентен, просто у всех свои особенности.


Кроме того, деловые игры могут не сработать, если люди выгорели и устали — например, к концу года или после крупного проекта. Такая активность будет скорее раздражать и не поможет развитию команды.


И последнее: деловые игры не решат всех проблем. Они подойдут для сплочения команды, развития гибких навыков, отработки конкретных кейсов. Но могут быть неэффективны:


  • Если проблема в процессах. Например, если в команде конфликты, потому что все устали от переработок, деловая игра на развитие коммуникации не спасет.
  • Когда нужно просто усвоить теорию. Допустим, во время онбординга новичкам достаточно показать вводную презентацию — необязательно проводить деловую игру по ценностям компании.
  • Когда нужно освоить жесткие навыки. В некоторых случаях деловые игры вполне подойдут — к примеру, если вы хотите прокачать у сотрудников знание английского, можно провести игру на этом языке. А вот если люди должны освоить новые рабочие инструменты, то тренинги, лекции и инструкции, скорее всего, подойдут лучше.

Виды деловых игр

Как правило, деловые игры классифицируют по целям:

  • обучающие помогают сотрудникам освоить и отработать новые навыки;
  • оценочные показывают, какой уровень компетенций уже есть у команды; такие игры используются, например, в ассесменте;
  • командообразующие учат эффективно взаимодействовать с коллегами и вместе решать задачи;
  • поисковые подразумевают, что сотрудники решают задачи с помощью аналитических навыков.

Важно: это условная классификация. Одна игра может работать на несколько целей сразу. Например, если сотрудникам в игре нужно что-то построить из подручных средств, такая активность будет и обучающей (развивает креативное мышление), и командообразующей.


Деловые игры можно также классифицировать по формату. Например, в кейс-играх участники работают над решением конкретной ситуации, а в инженерных вместе что-то строят или собирают.


По способу проведения бывают онлайн- и офлайн-игры. Встречаются и смешанные форматы.


В целом можно придумать сколько угодно классификаций и даже разработать собственный подход, который подойдет именно для вашей компании.


Допустим, в компании с помощью деловых игр в основном развивают креативное мышление. Тогда можно выделить отдельно игры на генерацию и презентацию идей, инженерные игры и так далее.

Как провести бизнес-игру для сотрудников

Этап № 1. Определите цели


Прежде всего решите, зачем вам деловая игра. Для этого нужно понять, на какие бизнес-результаты вы хотите повлиять. Вариантов множество:

  • набрали новую команду и помогаете людям сработаться;
  • развиваете продукт, а у команды кризис идей;
  • формируете кадровый резерв и хотите оценить лидерские качества сотрудников;
  • помогаете коллегам из разных подразделений выстроить коммуникацию.

Деловые игры вряд ли напрямую повлияют на прибыль и другие конкретные KPI. Поэтому, если вы предлагаете такую игру руководству, обосновывать ее целесообразность лучше другими параметрами. Например, люди прокачают навыки коммуникации — и на согласования, как предполагается, будет уходить меньше времени.


Этап № 2. Исследуйте аудиторию


Подумайте, в чем специфика команды, для которой вы организовываете деловую игру. Например, если люди впервые учатся в таком формате, можно начать с самых простых кейсов и оценить, насколько это вообще подходит команде. Учтите также и характеры сотрудников: одни могут быть в восторге от физической активности, другим будет комфортнее в спокойной обстановке и без лишних движений.


Кроме того, рекомендуем всегда заранее объяснять людям, зачем им вообще участвовать в игре. Опирайтесь на конкретные задачи и проблемы, с которыми сотрудники сталкиваются в работе. Иначе высок риск, что деловая игра будет восприниматься как раздражающий отвлекающий фактор: люди формально поприсутствуют и изобразят деятельность, но ничему не научатся.


Этап № 3. Продумайте механику и сценарий


Итак, вы определились с целями и поняли, какие форматы подойдут команде. Настало время продумать:

  • контекст и сюжет игры;
  • этапы и конечную цель;
  • список ролей;
  • тайминги.

Если у вас хватает бюджета, можно упростить себе жизнь и обратиться к провайдерам корпоративного обучения. Они предложат готовый сценарий или разработают новый специально под вашу компанию. Но если руководство относится к самой идее деловой игры скептически или вы просто хотите протестировать этот формат, придумать сценарий можно и самостоятельно.


Где брать идеи:

  • настольные игры — можно изменить правила или найти варианты, которые изначально заточены на развитие мягких навыков;
  • детские игры и активности;
  • мероприятия по корпоративному обучению — коллеги из других компаний могут поделиться опытом;
  • готовые сценарии деловых игр — их можно найти в интернете;
  • книги о деловых играх и корпоративном обучении в целом.

Под деловую игру можно адаптировать и реальные рабочие задачи. Например, если нужны идеи для развития бизнеса, руководители могут предлагать варианты в деловой игре, просто для вымышленного проекта и с правом на ошибку.


Какой бы сценарий вы ни выбрали, обязательно запланируйте:

  • Время на инструктаж в начале. Перед игрой объясните, что будет происходить, какие навыки это поможет прокачать и как они связаны с реальными рабочими задачами.
  • Время на рефлексию в конце. После игры предложите участникам проанализировать, что они узнали и как смогут использовать это в работе, что было легко, а что вызвало трудности.

Этап № 4. Оцените эффективность


Как мы говорили выше, нет смысла опираться на числовые показатели: деловые игры вряд ли повлияют на них напрямую. Основной критерий успеха — используют ли сотрудники полученный опыт в реальной работе и довольны ли результатом. Чтобы это узнать, через некоторое время после игры можно опросить самих сотрудников и их руководителей.

А если вы хотите, чтобы развитие сотрудников начиналось еще на этапе найма, используйте СберПодбор. Сервис помогает не только быстрее находить подходящих кандидатов, но и выстраивать систему оценки и развития. В нем удобно фиксировать компетенции, отслеживать прогресс и подбирать обучающие активности — в том числе игровые. Попробуйте СберПодбор, чтобы рост команды стал частью стратегии, а не стихийного вдохновения.

Примеры деловых игр

И теперь немного практики! Вот четыре идеи простых деловых игр, которые вы можете попробовать в своей команде.


«Взаперти»

Участники выбираются из запертого помещения, офиса, с необитаемого острова — как вам больше нравится. Они собирают разбросанные по локации предметы, которые помогут им спастись. Цели могут быть разными — например, придумать самые необычные варианты, как выбраться с помощью этих предметов, если вы хотите развить креативное мышление. Или сотрудники могут разбиться на команды, каждая из которых выберет капитана, и в конце игры он решит, какие вещи самые значимые, а какие уже не очень. Это полезно для развития лидерских качеств.


«Имаджинариум»

На основе этой настольной игры тоже можно развивать креативное мышление. В оригинале участники придумывают ассоциации к необычным картинкам из набора. Вы можете добавить ограничения: пусть ассоциации будут связаны с продуктом или компанией. Или даже с коллегами — если вы хотите игру на командообразование.


«Сломанный телефон»

А это вариант детской игры на коммуникацию. Придумайте для участников короткую историю, и пусть они пересказывают ее друг другу. В конце сверьте оригинал с финальным вариантом и предложите подумать, как можно было бы избежать искажений и в какой момент цепочки они появились.


«Башня»

Команда строит башню из подручных материалов — например, из бумаги и скотча. К башне есть требования: допустим, она должна быть определенной высоты, устойчивой, а на вершине должен находиться стикер с названием компании. Условия можно придумать какие угодно. Такая игра тренирует работу в команде, креативное мышление и решение проблем.

Главное

  • Деловая игра имитирует реальные рабочие процессы и ситуации. Обычно в таком формате развивают мягкие навыки.
  • Чтобы провести деловую игру, поставьте цели, изучите аудиторию и продумайте сценарий либо выберите готовый. В начале игры расскажите, что предстоит делать и как это поможет сотрудникам. В конце обязательно оставьте время на рефлексию: какой опыт участники заберут в работу.
  • Чтобы оценить эффективность деловой игры, узнайте у руководителей и сотрудников, как полученные знания применяются в работе.
Вам понравилась статья?