Что такое деловая игра
Фактически это имитация реальных бизнес-процессов и ситуаций. Сотрудники получают роли и решают задачи, которые ставит организатор игры. Так они учатся работать в команде, обмениваются опытом, осваивают и придумывают новые инструменты.
В основном с помощью деловых игр развивают гибкие навыки — например, креативное мышление, решение проблем, ведение переговоров, лидерские компетенции. Подобрать игру можно практически под любую задачу — всё зависит от запроса бизнеса и фантазии организаторов.
Плюсы и минусы игрового формата обучения
У деловых игр как метода обучения есть несколько важных преимуществ:
Но как и у любого метода, у деловых игр есть ограничения. Прежде всего, не все сотрудники готовы в них участвовать. Кто-то считает это пустой тратой времени, кому-то удобнее учиться в других форматах.
Например, если сотрудник привык сначала обдумывать решения самостоятельно и только потом выносить их в команду, в деловой игре он может просто не успевать за коллегами, которым комфортно в условиях мозгового штурма. И это не означает, что такой сотрудник некомпетентен, просто у всех свои особенности.
Кроме того, деловые игры могут не сработать, если люди выгорели и устали — например, к концу года или после крупного проекта. Такая активность будет скорее раздражать и не поможет развитию команды.
И последнее: деловые игры не решат всех проблем. Они подойдут для сплочения команды, развития гибких навыков, отработки конкретных кейсов. Но могут быть неэффективны:
Виды деловых игр
Как правило, деловые игры классифицируют по целям:
Важно: это условная классификация. Одна игра может работать на несколько целей сразу. Например, если сотрудникам в игре нужно что-то построить из подручных средств, такая активность будет и обучающей (развивает креативное мышление), и командообразующей.
Деловые игры можно также классифицировать по формату. Например, в кейс-играх участники работают над решением конкретной ситуации, а в инженерных вместе что-то строят или собирают.
По способу проведения бывают онлайн- и офлайн-игры. Встречаются и смешанные форматы.
В целом можно придумать сколько угодно классификаций и даже разработать собственный подход, который подойдет именно для вашей компании.
Допустим, в компании с помощью деловых игр в основном развивают креативное мышление. Тогда можно выделить отдельно игры на генерацию и презентацию идей, инженерные игры и так далее.
Как провести бизнес-игру для сотрудников
Этап № 1. Определите цели
Прежде всего решите, зачем вам деловая игра. Для этого нужно понять, на какие бизнес-результаты вы хотите повлиять. Вариантов множество:
Деловые игры вряд ли напрямую повлияют на прибыль и другие конкретные KPI. Поэтому, если вы предлагаете такую игру руководству, обосновывать ее целесообразность лучше другими параметрами. Например, люди прокачают навыки коммуникации — и на согласования, как предполагается, будет уходить меньше времени.
Этап № 2. Исследуйте аудиторию
Подумайте, в чем специфика команды, для которой вы организовываете деловую игру. Например, если люди впервые учатся в таком формате, можно начать с самых простых кейсов и оценить, насколько это вообще подходит команде. Учтите также и характеры сотрудников: одни могут быть в восторге от физической активности, другим будет комфортнее в спокойной обстановке и без лишних движений.
Кроме того, рекомендуем всегда заранее объяснять людям, зачем им вообще участвовать в игре. Опирайтесь на конкретные задачи и проблемы, с которыми сотрудники сталкиваются в работе. Иначе высок риск, что деловая игра будет восприниматься как раздражающий отвлекающий фактор: люди формально поприсутствуют и изобразят деятельность, но ничему не научатся.
Этап № 3. Продумайте механику и сценарий
Итак, вы определились с целями и поняли, какие форматы подойдут команде. Настало время продумать:
Если у вас хватает бюджета, можно упростить себе жизнь и обратиться к провайдерам корпоративного обучения. Они предложат готовый сценарий или разработают новый специально под вашу компанию. Но если руководство относится к самой идее деловой игры скептически или вы просто хотите протестировать этот формат, придумать сценарий можно и самостоятельно.
Где брать идеи:
Под деловую игру можно адаптировать и реальные рабочие задачи. Например, если нужны идеи для развития бизнеса, руководители могут предлагать варианты в деловой игре, просто для вымышленного проекта и с правом на ошибку.
Какой бы сценарий вы ни выбрали, обязательно запланируйте:
Этап № 4. Оцените эффективность
Как мы говорили выше, нет смысла опираться на числовые показатели: деловые игры вряд ли повлияют на них напрямую. Основной критерий успеха — используют ли сотрудники полученный опыт в реальной работе и довольны ли результатом. Чтобы это узнать, через некоторое время после игры можно опросить самих сотрудников и их руководителей.
Примеры деловых игр
И теперь немного практики! Вот четыре идеи простых деловых игр, которые вы можете попробовать в своей команде.
«Взаперти»
Участники выбираются из запертого помещения, офиса, с необитаемого острова — как вам больше нравится. Они собирают разбросанные по локации предметы, которые помогут им спастись. Цели могут быть разными — например, придумать самые необычные варианты, как выбраться с помощью этих предметов, если вы хотите развить креативное мышление. Или сотрудники могут разбиться на команды, каждая из которых выберет капитана, и в конце игры он решит, какие вещи самые значимые, а какие уже не очень. Это полезно для развития лидерских качеств.
«Имаджинариум»
На основе этой настольной игры тоже можно развивать креативное мышление. В оригинале участники придумывают ассоциации к необычным картинкам из набора. Вы можете добавить ограничения: пусть ассоциации будут связаны с продуктом или компанией. Или даже с коллегами — если вы хотите игру на командообразование.
«Сломанный телефон»
А это вариант детской игры на коммуникацию. Придумайте для участников короткую историю, и пусть они пересказывают ее друг другу. В конце сверьте оригинал с финальным вариантом и предложите подумать, как можно было бы избежать искажений и в какой момент цепочки они появились.
«Башня»
Команда строит башню из подручных материалов — например, из бумаги и скотча. К башне есть требования: допустим, она должна быть определенной высоты, устойчивой, а на вершине должен находиться стикер с названием компании. Условия можно придумать какие угодно. Такая игра тренирует работу в команде, креативное мышление и решение проблем.