А вы автоматизируете HR-процессы?
Зачем делать руками то, что можно поручить машинам
В большинстве российских компаний процесс рекрутмента, в отличие от того же документооборота, оптимизирован достаточно слабо — многие сотрудники отдела кадров по старинке пользуются записной книжкой, чтобы отслеживать кандидатов и собеседования. В мире, где джоб-треккеры существуют даже для соискателей, это довольно странно. Да и полагаться на память тоже не самая надежная привычка, особенно там, где процесс можно оптимизировать и разгрузить мозг для более важных творческих задач. Поэтому рано или поздно вам придется задуматься (если вы еще не задумывались) об автоматизации HR-процессов.
Зачем вообще автоматизировать HR-процессы?
Когда не нужно оптимизировать HR-процессы
Если у вас маленькая компания, в которой работает всего 10−20 сотрудников, то, скорее всего, большинство вещей, которые можно оптимизировать, ваши эйчары и не практикуют. И действительно, в небольшой компании адаптация новичка проходит гораздо менее болезненно, чем в крупной корпорации, а темпы найма совершенно не те, что у гигантов. Но тем не менее рано или поздно организация всё равно будет расти и столкнется с подобными вещами.
Какие процессы можно автоматизировать?
Автоматизировать можно и нужно любой рутинный процесс, который не требует творческого подхода. С творческими задачами, увы, автоматика не справляется. Традиционно считается, что отдел кадров занимается в основном поиском людей и оформлением их на работу. Но на самом деле это только одна из их задач.
Рекрутинг и наём. Основная задача эйчаров — поиск и привлечение в команду новых сотрудников. И здесь, как мы видим, процессы легко автоматизируются с помощью специальных программ.
Адаптация сотрудников. Сотрудника недостаточно просто привести в компанию —нужно, чтобы он в ней адаптировался. И несмотря на то, что онбординг — это достаточно творческий и индивидуальный процесс (кому-то хватит одного дня, чтобы разобраться в задачах и влиться в коллектив, а у кого-то уйдет весь испытательный срок), некоторые его моменты можно автоматизировать. Встречи с новыми коллегами, welcome-письма и обратная связь по итогам испытательного срока, информация о процессах, регламентах и знакомство с ценностями компании. В качестве примера можно настроить автоматическую отправку новым сотрудникам welcome-письма, которое содержит всю необходимую информацию: контакты ответственных лиц, ссылки на корпоративные ресурсы, план погружения в процессы.
Обучение и аттестация. Это один из тех процессов, где тоже можно с легкостью внедрить автоматизацию. Регулярные тесты, опросы 360, Performance review — для проведения всего этого есть множество специальных программ, которые напомнят сотрудникам о необходимости сдать опросы, соберут данные и выдадут сводную статистику.
Премии, грейды и KPI. Конечно, эффективность работы и мотивация сотрудников — это задача в том числе и их руководителя, но и здесь отделу кадров есть где развернуться. Тем более что бюджеты на зарплаты сотрудников и выплату премию входят в зону ответственности HR-специалистов. С помощью специальных программ можно создать систему, которая присвоит сотруднику соответствующий уровень, отследит его эффективность, рассчитает количество бонусов и напомнит о закрытии очередного квартала.
График отпусков и больничных. Даже во многих крупных компаниях в России до сих пор вручную пишут заявления на отпуск. Хотя автоматизация этого процесса позволяет значительно облегчить жизнь и отдела кадров, которому не придется отвечать на вопросы о количестве дней отпуска, напоминать про график ежегодных отпусков, заявления и переносы, и самих сотрудников — они смогут посмотреть и распланировать все в системе, а в нужный момент им просто упадет на почту сформированный приказ, который нужно будет подписать. Звучит фантастически, но поверьте, существуют компании (и даже российские), в которых всё так и работает.
Что такое HRM-системы
Обычно для автоматизации HR-процессов используют так называемые HRM-системы. HRM расшифровывается как Human Resource Management, а значит, это системы для управления человеческими ресурсами. В российских компаниях их называют системами управления персоналом.
В задачи таких систем входят:
— документооборот,
— расчет зарплаты, бонусов и премий,
— опрос сотрудников,
— сбор данных,
— аналитика,
— упрощение адаптации новых сотрудников,
— постановка целей и формулировка задач.
Отдельно стоит отметить системы для рекрутинга, такие как Сберподбор или Хантфлоу. Они выполняют более конкретную задачу — автоматизируют поиск новых сотрудников.
Есть также системы, которые называются LMS. LMS — это Learning Management System, то есть система управления обучением. У нее тоже более точечная задача — в отличие от HRM, такие системы используются в основном для обучения сотрудников.
Как видите, в зависимости от задач и процессов, которые вы будете автоматизировать, вы можете выбрать наиболее подходящую систему, чтобы она максимально соответствовала вашим задачам. Существует огромное количество ПО, в том числе и российского, которое облегчит жизнь кадрового отдела и сэкономит время.
Плюсы и минусы использования HRM-систем для автоматизации
В использовании HRM-систем для автоматизации процессов есть как и плюсы, так и минусы. Давайте рассмотрим основные из них.
Плюсы использования HRM-систем:
— HR-процессы компании становятся понятными и прозрачными;
— наглядно распределены зоны ответственности сотрудников;
— уменьшаются траты времени на шаблонные процессы;
— есть автоматические уведомления для внешних кандидатов и сотрудников;
— вся информация хранится в одном безопасном месте;
— есть возможность настроить и распределить между сотрудниками доступы в соответствии с законодательством России;
— все данные обновляются онлайн, и их можно посмотреть в любое время.
Казалось бы, всё здорово. Но минусы автоматизации процессов с помощью таких систем тоже есть. Давайте посмотрим на основные из них.
Минусы использования HRM-систем:
— внедрение системы обычно стоит денег, причем это могут быть значительные суммы для некоторых не особенно крупных компаний;
— необходимо будет обучать сотрудников, ответственных за персонал, работе с такими системами — это займет достаточно большое время, и на первых порах придется тщательно контролировать работу сотрудников, чтобы избежать ошибок;
— нужно будет предварительно навести порядок в HR-процессах. Если у вас все хаотично, то автоматизация только увеличит количество хаоса. Возможно, принцип «работает — не трогай» окажется куда менее затратным.
Понятно, что в разных компаниях будут разные минусы, но в целом количество плюсов при использовании HRM-систем перевешивает. А значит, если ваша компания растет, если она активно нанимает новый персонал, то автоматизация процессов в ней неизбежна.
Как внедрять систему для автоматизации HR-процессов
Давайте внимательно посмотрим на шаги, которые стоит предпринять для автоматизации бизнес-процессов.
Несколько советов от тех, кто уже автоматизировал бизнес-процессы
Компании, которые уже прошли автоматизацию, часто рады поделиться своим опытом на тематических ресурсах.
Вот что они советуют:
Самим или с помощью подрядчика — кому доверить проводить автоматизацию процессов
Первый вопрос, который возникает у всех, кто готовится к внедрению информационных систем, — делать это самостоятельно или доверить подрядчику. Причем этот вопрос обычно затрагивает два момента: непосредственно установку самой системы и реинжениринг бизнес-процессов и составление технического задания.
Давайте рассмотрим оба момента.
1. Кто будет делать реинжининг и составлять техническое задание
Вариантов может быть два. Техническое задание могут составить собственные специалисты, а могут специально приглашенные консультанты. И однозначного ответа, что лучше, кажется, не существует. Главные аргументы в пользу своих специалистов звучат так: Они гораздо лучше знают специфику предприятия и внутренние процессы, можно не бояться, что они раскроют какую-то конфиденциальную информацию, к тому же в случае некорректно выполненных работ они понесут реальную ответственность.
Зато у внешних консультантов гораздо больше опыта в описании бизнес-процессов, их оптимизации и составлении технических заданий, поэтому, вероятнее всего, внешние подрядчики будут более компетентны в этих вопросах. У них есть свежий взгляд на некоторые вещи, база знаний с готовыми ответами на возникающие в компании вопросы и многое другое, что поможет им провести работу гораздо быстрее и эффективнее.
Как мы уже сказали: нет однозначного ответа на вопрос, как лучше. Решение нужно принимать для каждой компании в зависимости от конкретной ситуации в ней. Есть два важных фактора, которые могут на него повлиять:
— стоимость работ,
— уровень риска разглашения внутренней информации.
Если услуги консультанта будут дешевле, чем работа собственных специалистов, а риск разглашения конфиденциальной информации не очень большой, то более рациональным будет привлечь стороннего подрядчика. Если риски высоки, а сделать своими силами дешевле, решение очевидно: нужно готовить техническое задание самим.
После того, как мы определились с техническим заданием, можно взяться за другой вопрос.
2. Внедрять ли автоматизацию самим или отдать на аутсорс
Обычно крупные компании как в России, так и за границей делегируют такие вещи специальным организациям, которые фактически забирают на себя всю головную боль, связанную с внедрением новых проектов.
С одной стороны — это очень заманчивая перспектива, ведь вам не придется отвлекать собственных специалистов для этой работы, готовить их к непривычной задаче и самим руководить этим проектом. Вы обговариваете все условия с подрядчиком, согласовываете техническое задание, и всё делается без вашего участия.
С другой — в этом и заключается проблема. Ни один посторонний консультант не сможет гарантировать успех проекта. В лучшем случае вы сможете только оценить риски. Доказать, что компания понесла убытки именно из-за неправильного внедрения автоматизированной системы, очень сложно, практически нереально. Всегда можно списать неудачи на неэффективные управленческие решения.
И если за рубежом это еще как-то работает, то в нашей стране консультантам обычно поручают только крупные проекты, которые самостоятельно никак не получится реализовать. Если же проект не самый большой, а ваша компания — это малый или средний бизнес, то, скорее всего, внедрять автоматизированную систему лучше своими силами.
Главный совет тут примерно такой же, как и в вопросе написания технического задания: необходимо просчитать риски и оценить стоимость в двух ситуациях — когда вы внедряете систему своими силами и когда вы делегируете это подрядчику.
Выводы
Какие выводы можно сделать из всего вышенаписанного.
Автоматизация HR-процессов может показаться достаточно сложным и затратным делом. Однако если это решение хорошо спланированное и продуманное, то оно может принести предприятию массу преимуществ в дальнейшей перспективе. Поэтому каждый руководитель HR-отдела должен быть готов рано или поздно начать этот процесс в своей компании.