Почему психологический климат в организации — это важно?
От того, как коллеги взаимодействуют друг с другом и насколько им комфортно это делать, зависит многое: продуктивность, отношения с клиентами и партнерами, лояльность к работодателю. Разберемся, что дает бизнесу хороший психологический климат в команде.
Что влияет на психологическую атмосферу?
Чтобы создать в коллективе благоприятный психологический климат, важно понимать, на что конкретно вы можете повлиять. Если двое коллег просто друг другу не нравятся и всячески норовят это продемонстрировать — «подружить» их вряд ли получится. Да это и не нужно: есть более приоритетные вещи, которые влияют на всю команду.
Организация процессов
Чем сложнее и запутаннее процессы в компании, тем больше стресса они создают для сотрудников — и тогда о психологическом комфорте можно забыть. Стремитесь к тому, чтобы всё было организовано максимально понятно: кто за что отвечает, как строится коммуникация, каковы общие правила для работы, как создаются задачи и расставляются приоритеты и т. д.
Корпоративные ценности и культура
Здесь важно обращать внимание на то, что происходит в реальности, а не транслируется официально. Например, компания может декларировать заботу о сотрудниках — но если на деле люди перегружены, постоянно перерабатывают и вынуждены подключаться к задачам даже по выходным, вряд ли они эту заботу чувствуют.
Другой значимый момент — подбор специалистов, которые разделяют ценности компании и принятые в ней подходы. Если не обращать на это внимание, вместо сплоченной команды вы получите людей-одиночек, не заинтересованных в общем результате и не готовых подстраиваться под потребности бизнеса. Повысить эффективность найма и быстрее находить подходящих кандидатов помогают инструменты автоматизации HR-процессов и специальные сервисы для рекрутеров.
Условия труда
Базовые вещи: зарплата в рынке, удобный офис, адекватный соцпакет, соблюдение трудового законодательства. Без этого любые попытки улучшить психологический климат будут попросту раздражать. Например, вместо того, чтобы починить кондиционеры в офисе и купить сотрудникам удобные кресла, компания проводит тимбилдинг — а потом люди продолжают работать в дискомфортных условиях и срываться друг на друга.
Стиль руководства
По данным Работы.ру и сервиса СберПодбор, 47% российских сотрудников довольны своей работой потому, что у них хороший руководитель. От этого фактора и правда многое зависит — в том числе психологическая обстановка в команде. Здесь важно соблюдать баланс:
● с одной стороны, руководитель должен быть эмпатичным, учитывать интересы сотрудников, контролировать нагрузку, помогать разбираться с конфликтами, доверять команде и не перегибать с микроменеджментом;
● с другой стороны, он должен ориентироваться на интересы бизнеса — отвечать за результаты, не тратить ресурсы компании просто так, следовать политике и стратегиям, которые определяют топ-менеджеры.
Система мотивации
О материальной мы сказали выше, но в контексте психологического климата нематериальные поощрения важны не меньше — и прежде всего необходимо признание. Здесь включается известный принцип «хвали публично, критикуй лично»: когда достижения отдельных сотрудников отмечают при всей команде, люди чувствуют, что их вклад действительно ценят. Это повышает удовлетворенность работой — а также моральный дух всей команды.
Что сигнализирует о проблемах с психологическим климатом?
Часто кажется, особенно в небольших командах, что нездоровая психологическая обстановка будет видна: ведь сложно не заметить, если коллеги всё время конфликтуют и в целом ведут себя токсично. Однако есть и менее очевидные маркеры. Если в команде вы замечаете хотя бы два таких — возможно, пора системно оценить психологическую атмосферу.
5 методик оценки психологического климата в коллективе
Итак, вы решили проанализировать, что реально происходит в команде, и определить общий психологический климат. Для этого подходят самые разные инструменты. Вот несколько примеров, на которые можно ориентироваться:
💡 Совет 💡Стремитесь к тому, чтобы люди не боялись высказываться честно. Иначе время и силы на анализ вы потратите, а применить результаты на практике не сможете. Для этого старайтесь проводить опросы и тесты анонимно, не критикуйте сотрудников, если их слова вам не нравятся, и показывайте, что именно меняется в компании благодаря их мнению.