Время прочтения: 15 мин.
31.07.2025 г.
Корпоративные ценности: как создать и внедрить в работу компании
Примеры, советы и польза для бизнеса
Для человека ценности — это внутренний ориентир, который помогает принимать решения, ставить цели и выбирать методы их достижения. Бизнесу такой компас тоже необходим, поэтому компании разрабатывают собственные ценности — корпоративные. В материале поговорим о том, что это такое, какими бывают ценности компании, как их определить и внедрить в работу.

Что такое ценности компании


Корпоративными ценностями называют основные принципы и убеждения, которые формируют культуру компании и служат ориентиром для сотрудников. Такие принципы помогают разрабатывать стратегии, продумывать бизнес-процессы, расставлять приоритеты, выстраивать коммуникацию с командой, партнерами и клиентами, а также отстраиваться от конкурентов.

Ценности компании перекликаются с ее миссией, но это не одно и то же. Например, в Сбере миссия формулируется так:


«Мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты».


А вот как выглядит список ценностей:


Фактически здесь видно, что ценности становятся для компании опорой, которая помогает ей реализовывать свою миссию. Чтобы делать жизнь клиентов лучше, бизнес выстраивает работу в их интересах и стремится к высокому качеству сервиса. А для этого нужна сплоченная и мотивированная команда, в которой коллеги помогают и доверяют друг другу и каждый чувствует ответственность за общий результат. Именно это и отражают ценности в нашем примере.

Виды корпоративных ценностей

Существует несколько классификаций корпоративных ценностей. Здесь мы разберем две самые распространенные. Итак, ценности компании бывают:



Терминальными и инструментальными


Терминальные, они же ценности-цели, определяют общее направление развития бизнеса, с их учетом формулируют миссию компании. Например, высокое качество сервиса, технологическое лидерство — это терминальные ценности.


Инструментальные, или ценности-средства, дают опору для достижения терминальных ценностей. Они связаны прежде всего с поведением и мышлением сотрудников, а также с их личными качествами. Примеры инструментальных ценностей компании — честность, непрерывное развитие, забота о клиентах.


Экономическими, эмоциональными и этическими


Экономические ценности связаны с финансовыми показателями компании, а также с преимуществами продукта для клиента. Например, бизнес может снижать издержки, чтобы поддерживать доступные цены на свои товары.


Эмоциональные ценности определяют, что в идеале должны чувствовать клиенты, когда взаимодействуют с компанией или ее продуктом. К примеру, у CRM-системы для эйчаров одной из важнейших ценностей может быть удобство использования: понятный интерфейс, быстрая регистрация и так далее. Если ценность реализуется, пользователям будет приятно работать с таким сервисом.


Этические ценности показывают, какую социальную ответственность берет на себя компания. Такой ценностью может быть, например, помощь людям, которые оказались в трудной жизненной ситуации, или забота об экологии.

Как сформулировать ценности вашей компании

Итак, ценности дают сотрудникам ориентир в работе и повышают их вовлеченность, помогают выстраивать коммуникацию с клиентами и принимать решения. Но чтобы всё это действовало, важно грамотно определить и сформулировать ценности. Эксперты в области менеджмента Шон Поуп и Арильд Вэраас в статье для Harvard Business Review поделились советами, которые в этом помогут.


Совет № 1. Подходите к делу творчески


Не обязательно даже называть ценности ценностями. Подумайте, какая формулировка лучше подойдет вашей компании. Например, у спортивного магазина могут быть «Правила игры», у ресторана — «Рецепт успеха». В Johnson & Johnson вместо ценностей есть «Кредо», в Toyota — «Путь» («Дао»).


Совет № 2. Будьте лаконичны


Эксперты советуют ограничиться максимум четырьмя ценностями: больше сотрудники могут просто не запомнить. На практике, как вы увидите в следующем разделе, список может быть и больше. Чтобы не увеличивать его искусственно, не пишите очевидное. Например, любой бизнес должен вести дела честно и порядочно — это не уникальная ценность, а базовый моральный ориентир.


Совет № 3. Представляйте ценности так, чтобы их было легко запомнить


Например, можно составить аббревиатуру, визуализировать ценности с помощью схемы или инфографики. А если вы всё же остановились на простом списке, поставьте самые важные ценности на первую и последнюю позиции: они обычно запоминаются лучше всего.


Совет № 4. Не пишите скучно


Вместо того чтобы просто перечислять «ответственность», «экономичность» и другие принципы, подберите образные и яркие формулировки. Так, в Сбере, пример которого мы разбирали выше, вместо общего слова «клиентоориентированность» используется фраза «Всё — для клиента». Обратите внимание на примеры в следующем разделе статьи — возможно, что-то вас вдохновит.

СберПодбор делает
поиск сотрудников
удобнее
Сервис предоставляется ООО «РДВ-софт», ОГРН: 5147746474134.
Подробнее об условиях и ограничениях на https://sberpodbor.ru/. Все персонажи вымышлены.
Erid: 2RanyneTx2D
12+
Управляйте базой, общайтесь
с кандидатами, контролируйте эффективность найма

Примеры корпоративных ценностей: опыт известных компаний

Совсем скоро мы поговорим о том, как внедрить ценности в работу, чтобы они не остались просто на бумаге. Но сначала давайте посмотрим, как этот вопрос решили известные российские компании. Выше мы уже разобрали пример Сбера, теперь перейдем к другим вариантам.


«Норникель»


Металлургическая компания выделяет три основные ценности:


  • Эффективность — главное стремление компании и стимул для развития профессиональных качеств каждого сотрудника.
  • Безопасность — базовый приоритет компании и каждого сотрудника.
  • Забота о людях — основа сотрудничества и взаимодействия внутри коллективов.

«Вкусно — и точка»


Здесь ценностей чуть больше — пять:

  • «Гости — наш приоритет»: фокус на том, чтобы заслужить доверие посетителей и предоставлять им сервис и продукцию лучшего качества.
  • «Мы — команда»: в компании ценят вклад всех сотрудников и раскрывают их потенциал.
  • «Забота о тех, кто рядом»: этическая ценность, связанная с социальной ответственностью.
  • «Честность и порядочность»: раскрывает деловые принципы компании.
  • «Предпринимательский подход и ответственность за результат»: приоритет — поиск новых возможностей и стремление к оптимальным результатам.

Ozon


У маркетплейса три ключевые ценности:


  • Поддержка: платформа помогает развиваться малому и среднему бизнесу, в том числе локальным производителям, а клиентам — находить нужные товары.
  • Инновации: команда тестирует новые услуги и технологии еще до того, как они станут популярны, и внедряет инновации, чтобы предвосхищать запросы клиентов.
  • Сообщество: маркетплейс стремится сделать онлайн-торговлю доступной и удобной во всех регионах России, чтобы все жители могли улучшить свою жизнь и получить доступ к современным сервисам.

«Вкусвилл»


В этой продуктовой сети ценности фактически разделены на два блока. Первый касается взаимодействия с покупателями и подхода к ассортименту:

  • «Включенные отношения»: чтобы постоянно развиваться и повышать качество сервиса, компания регулярно собирает обратную связь от клиентов, поставщиков и партнеров.
  • «Вкусные, уникальные и натуральные продукты»: технологи тщательно подбирают ассортимент, а покупатели оценивают вкус.
  • «Забота о себе и о будущем»: сеть помогает клиентам поддерживать экопривычки и сотрудничает с благотворительными проектами.

Второй блок ценностей формирует уникальную модель управления из шести элементов:

  • Доверие — у сотрудников есть права и ответственность.
  • Автономность — в командах есть инструменты самоуправления, компания поощряет инициативу.
  • Целостность — сотрудники становятся не просто коллективом, а сообществом единомышленников.
  • Опциональность — в любой ситуации команда оставляет возможность для альтернативных решений.
  • Избыточность — компания регулярно запускает новые проекты и направления.
  • Эксперименты — вместо планирования долгосрочных проектов команда проводит большое количество тестов.

Как внедрить ценности в работу: пошаговый план

Итак, вы сформулировали ключевые ценности, которые отражают миссию и формируют культуру именно вашей компании. Теперь важно внедрить их в работу, иначе они останутся просто красивыми словами и никак не помогут ни сотрудникам, ни бизнесу.

Шаг 1. Проверяйте, как ценности соотносятся с реальными приоритетами

Для этого придется разобраться в бизнес-модели и ключевых конкурентных преимуществах. Например, если фокус компании на том, чтобы предоставлять услуги быстро и качественно, вряд ли у такого продукта будет доступная цена, а значит, и включать ее в список ценностей будет лишним.

Шаг 2. Доносите ценности до сотрудников и клиентов

Здесь всё достаточно просто: оповестите команду о том, что в компании появился список ценностей, и включите его в программу онбординга для новичков. И обязательно разместите на сайте — так с ценностями ознакомятся клиенты и партнеры.

Шаг 3. Объясняйте команде, как ценности связаны с реальной работой

Вполне возможно, что сотрудники и так заботятся о клиентах, прокачивают навыки, проявляют инициативу — в общем, реализуют все ценности, которые вы решили оформить официально. Но проговорить практические моменты и свои ожидания всё же стоит.

Например, можно составить короткий обучающий курс по ценностям компании: что означает каждая ценность и как на нее ориентироваться в работе. Либо собрать общую встречу и провести презентацию перед командой. Вне зависимости от формата дайте сотрудникам возможность задать вопросы и порефлексировать, что в их работе будет соответствовать ценностям, а что нет.

Шаг 4. Подавайте пример

Сотрудники будут разделять ценности и реализовывать их на практике, если они по-настоящему станут частью корпоративной культуры. А это возможно, только когда руководство на своем примере показывает, что ценности — не просто слова на бумаге.

Предположим, компания декларирует постулат «Команда прежде всего». При этом, когда начинается кризис, руководство первым делом сокращает штат, вместо того чтобы снижать издержки, искать новые инвестиции или экономить на своей зарплате. Так сотрудники теряют доверие к компании — и уже вряд ли будут относиться серьезно к другим ценностям и принципам.

Шаг 5. Подбирайте подходящих людей

Нанимайте тех, кто разделяет ценности компании. Например, если вы ждете от сотрудников инициативы и постоянного развития, вряд ли вам подойдет кандидат, который хочет просто выполнять рутинные задачи и получать зарплату. Поэтому мы советуем:
  • прописывать ценности в вакансиях;
  • предлагать кандидатам ознакомиться с ценностями и принципами корпоративной культуры перед собеседованием;
  • оценивать на интервью, насколько специалист разделяет ценности компании — например, с помощью тестов или вопросов о прошлом опыте.

Шаг 6. Собирайте обратную связь и оценивайте метрики

Если раньше в компании не было четко сформулированной системы ценностей, сотрудникам может быть сложно привыкнуть к тому, что теперь им нужно соответствовать чему-то кроме непосредственных должностных обязанностей. Подумайте, должно ли что-то измениться в компании после того, как все начнут руководствоваться ценностями в работе. Возможно, вы просто их систематизировали на основе текущего опыта — тогда конкретные метрики, вероятно, не понадобятся. Но если запрос на систему ценностей появился потому, что, к примеру, клиенты были стабильно недовольны качеством сервиса, стоит определить показатели, которые отразят, изменилось что-то в работе сотрудников или нет.

Кроме того, мы советуем регулярно спрашивать команду, что мешает следовать ценностям компании. Например, если в перечне есть инициатива, а непосредственные руководители практикуют микроменеджмент, реализовать такую ценность на практике вряд ли получится.

Шаг 7. Пересматривайте и дополняйте список ценностей

С развитием компании могут меняться ее приоритеты, стратегии, продукты, а также окружающий контекст. Например, сейчас многие крупные компании включают в список ценностей заботу об экологии, но несколько десятилетий назад это еще не считалось настолько важным. Может быть и так, что бизнес переориентирует свою деятельность и прежние ценности теряют актуальность. Поэтому не относитесь к ним как к чему-то незыблемому: периодически проверяйте, точно ли вы всё еще хотите следовать именно этим принципам и реализует ли их компания на самом деле.
Вам понравилась статья?