Что такое ценности компании
Корпоративными ценностями называют основные принципы и убеждения, которые формируют культуру компании и служат ориентиром для сотрудников. Такие принципы помогают разрабатывать стратегии, продумывать бизнес-процессы, расставлять приоритеты, выстраивать коммуникацию с командой, партнерами и клиентами, а также отстраиваться от конкурентов.
Ценности компании перекликаются с ее миссией, но это не одно и то же. Например, в Сбере миссия формулируется так:
«Мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты».
А вот как выглядит список ценностей:
Фактически здесь видно, что ценности становятся для компании опорой, которая помогает ей реализовывать свою миссию. Чтобы делать жизнь клиентов лучше, бизнес выстраивает работу в их интересах и стремится к высокому качеству сервиса. А для этого нужна сплоченная и мотивированная команда, в которой коллеги помогают и доверяют друг другу и каждый чувствует ответственность за общий результат. Именно это и отражают ценности в нашем примере.
Виды корпоративных ценностей
Существует несколько классификаций корпоративных ценностей. Здесь мы разберем две самые распространенные. Итак, ценности компании бывают:
Терминальными и инструментальными
Терминальные, они же ценности-цели, определяют общее направление развития бизнеса, с их учетом формулируют миссию компании. Например, высокое качество сервиса, технологическое лидерство — это терминальные ценности.
Инструментальные, или ценности-средства, дают опору для достижения терминальных ценностей. Они связаны прежде всего с поведением и мышлением сотрудников, а также с их личными качествами. Примеры инструментальных ценностей компании — честность, непрерывное развитие, забота о клиентах.
Экономическими, эмоциональными и этическими
Экономические ценности связаны с финансовыми показателями компании, а также с преимуществами продукта для клиента. Например, бизнес может снижать издержки, чтобы поддерживать доступные цены на свои товары.
Эмоциональные ценности определяют, что в идеале должны чувствовать клиенты, когда взаимодействуют с компанией или ее продуктом. К примеру, у CRM-системы для эйчаров одной из важнейших ценностей может быть удобство использования: понятный интерфейс, быстрая регистрация и так далее. Если ценность реализуется, пользователям будет приятно работать с таким сервисом.
Этические ценности показывают, какую социальную ответственность берет на себя компания. Такой ценностью может быть, например, помощь людям, которые оказались в трудной жизненной ситуации, или забота об экологии.
Как сформулировать ценности вашей компании
Итак, ценности дают сотрудникам ориентир в работе и повышают их вовлеченность, помогают выстраивать коммуникацию с клиентами и принимать решения. Но чтобы всё это действовало, важно грамотно определить и сформулировать ценности. Эксперты в области менеджмента Шон Поуп и Арильд Вэраас в статье для Harvard Business Review поделились советами, которые в этом помогут.
Совет № 1. Подходите к делу творчески
Не обязательно даже называть ценности ценностями. Подумайте, какая формулировка лучше подойдет вашей компании. Например, у спортивного магазина могут быть «Правила игры», у ресторана — «Рецепт успеха». В Johnson & Johnson вместо ценностей есть «Кредо», в Toyota — «Путь» («Дао»).
Совет № 2. Будьте лаконичны
Эксперты советуют ограничиться максимум четырьмя ценностями: больше сотрудники могут просто не запомнить. На практике, как вы увидите в следующем разделе, список может быть и больше. Чтобы не увеличивать его искусственно, не пишите очевидное. Например, любой бизнес должен вести дела честно и порядочно — это не уникальная ценность, а базовый моральный ориентир.
Совет № 3. Представляйте ценности так, чтобы их было легко запомнить
Например, можно составить аббревиатуру, визуализировать ценности с помощью схемы или инфографики. А если вы всё же остановились на простом списке, поставьте самые важные ценности на первую и последнюю позиции: они обычно запоминаются лучше всего.
Совет № 4. Не пишите скучно
Вместо того чтобы просто перечислять «ответственность», «экономичность» и другие принципы, подберите образные и яркие формулировки. Так, в Сбере, пример которого мы разбирали выше, вместо общего слова «клиентоориентированность» используется фраза «Всё — для клиента». Обратите внимание на примеры в следующем разделе статьи — возможно, что-то вас вдохновит.
Примеры корпоративных ценностей: опыт известных компаний
Совсем скоро мы поговорим о том, как внедрить ценности в работу, чтобы они не остались просто на бумаге. Но сначала давайте посмотрим, как этот вопрос решили известные российские компании. Выше мы уже разобрали пример Сбера, теперь перейдем к другим вариантам.
«Норникель»
Металлургическая компания выделяет три основные ценности:
«Вкусно — и точка»
Здесь ценностей чуть больше — пять:
Ozon
У маркетплейса три ключевые ценности:
«Вкусвилл»
В этой продуктовой сети ценности фактически разделены на два блока. Первый касается взаимодействия с покупателями и подхода к ассортименту:
Второй блок ценностей формирует уникальную модель управления из шести элементов: