Одну ошибку мы уже фактически разобрали — применять цикл Колба там, где он не нужен. Но это не единственное, с чем можно столкнуться.
Ошибка 1. Относиться к модели формальноЦикл Колба может быть эффективен, но это не универсальный инструмент. Важно адаптировать его под потребности учеников и особенности компании, а при необходимости и вовсе выбирать другие модели. К примеру, если в компании в принципе не принято начинать обучение с нового опыта, возможно, стоит начать с другого этапа цикла, чтобы людям было проще усвоить материал. А если целевая аудитория обучения — опытные специалисты, им, вероятно, этап получения опыта не нужен в принципе: они уже его прошли в работе.
Ошибка 2. Пускать обучение на самотекОбучение по циклу Колба предполагает, что сотрудники многое делают самостоятельно. Но это не значит, что наставник или тренер просто наблюдает со стороны. Он поддерживает учеников, направляет рефлексию, помогает прийти к верным выводам. Кроме того, специалист по обучению следит за вовлеченностью сотрудников и при необходимости корректирует программу прямо в процессе тренинга. Если относиться ко всему этому формально, обучение не будет эффективным.
Ошибка 3. Создавать атмосферу, где страшно ошибитьсяГлавная идея цикла Колба — мы учимся на своем опыте, а значит, и на своих ошибках. Но ошибки сами по себе часто кажутся чем-то недопустимым и порицаемым, особенно на работе. Поэтому наставники, тренеры и все, кто занимается развитием сотрудников, должны подчеркивать: ошибаться можно и нужно, а обучение — безопасная среда для этого. Иначе зачем учиться, искать новые методы и закрывать зоны роста, если сотрудник уже делает всё правильно?
Ошибка 4. Ждать высоких результатов от всех учеников сразуКонечно, хочется найти инструмент, который сработает как волшебная палочка. Раз — и все осваивают новые навыки на идеальном уровне. Но в жизни так не работает: люди разные, и результаты у них тоже будут разными, даже если они проходят одно и то же обучение.
В рамках разового тренинга, особенно если его проводит эксперт со стороны, это мало что меняет. Персонализировать обучение в таком формате довольно сложно. А вот наставникам или внутренним специалистам по развитию команд это сделать проще. Для этого советуем не только учить коллег рефлексии по циклу Колба, но и самим осваивать этот инструмент. Так вы сможете оценить, что сработало и не сработало в обучении в конкретном случае, и адаптировать программу для разных сотрудников.
Ошибка 5. Не учить сотрудников рефлексировать за пределами обученияВыше мы отмечали, что при обучении по циклу Колба тренер или наставник направляет рефлексию учеников в нужное русло. Но если сотрудники научатся рефлексировать самостоятельно, они смогут осознанно осваивать новые навыки без отрыва от работы. Это позволит тратить меньше ресурсов на формальное обучение, и развитие команды не остановится.
Чтобы добиться такого результата, после этапа рефлексии на тренинге или в курсе можно подвести небольшой итог. Объясните, какие вопросы стоит задавать для анализа, как увидеть закономерности, на что еще обратить внимание и в идеале — как затем на основе рефлексии самостоятельно сформулировать и проверить теорию.