Что такое жизненный цикл сотрудника
Жизненный цикл персонала (Employee Life Cycle, ELC) — это модель, которая отражает все этапы взаимодействия работника с компанией, от знакомства с вакансией до увольнения. Если не строить такую модель и не управлять этим циклом, этапы никуда не денутся — просто работодателю будет труднее отследить, как сотрудник переходит с одного на другой, где есть проблемы, что можно улучшить.
💡Пример💡 компания активно нанимает специалистов, но после испытательного срока работать остаются в среднем трое из десяти. Чтобы решить проблему, важно понять, на каком этапе она возникла — найма или онбординга. А если в компании вообще никаких этапов не выделяют и не отслеживают жизненный цикл работников, действовать, скорее всего, придется интуитивно.
Что дает бизнесу управление жизненным циклом персонала:
Этапы жизненного цикла сотрудника
Несмотря на то, что все сотрудники проходят примерно одинаковые этапы взаимодействия с работодателем, модели жизненного цикла могут выглядеть по-разному. Одни эксперты выделяют одиннадцать этапов цикла, другие — шесть, пять или четыре. На практике все зависит от специфики компании, процессов управления персоналом и личных предпочтений эйчаров.
В этой статье мы будем опираться на модель из шести этапов:
Иногда этапы привлечения и найма либо объединяют, либо убирают — чтобы жизненный цикл начинался с того момента, когда сотрудник уже оказался в компании. Увольнение тоже не всегда включают в модель. Кроме того, при определении этапов можно опираться не столько на точки контакта сотрудника с компанией, сколько на его профессиональное развитие в ней:
Такая модель, на наш взгляд, больше подойдет для управления психологическим климатом в команде и состоянием отдельных сотрудников, чем для выстраивания жизненного цикла в целом. Поэтому в материале опираемся на более универсальный вариант.
Как управлять жизненным циклом сотрудника
Привлечение
Формально первое реальное взаимодействие специалиста с компанией — это отклик на вакансию. Но фактически оно начинается раньше — когда кандидат изучает рынок. Он оценивает работодателей, выбирает интересные для себя варианты и только потом смотрит на конкретные предложения о работе.
В компании могут быть отличные условия для сотрудников и системное управление жизненным циклом. Но это нужно донести до потенциальных кандидатов — иначе цикл вообще не запустится.
Что здесь важно:
Найм
Итак, кандидат откликнулся на вакансию или ответил на контакт со стороны рекрутера. Переходим на следующий этап — он длится до тех пор, пока будущий сотрудник не получит оффер. Основная задача здесь — оценить, подходит ли вам специалист, и дать ему достаточно информации о компании, чтобы он мог принять решение.
Что здесь важно:
💡Например💡 не стоит тянуть с ответом соискателю или добавлять в воронку подбора этапы, о которых вы не предупредили заранее. Чтобы ускорить процесс и сделать его прозрачным для всех сторон, можно использовать CRM-системы для рекрутеров.
Онбординг
В быстрой и эффективной адаптации заинтересованы все. От того, как выстроен онбординг, зависит, как быстро новый участник команды сможет работать в полную силу и отбивать зарплату и затраты на найм. Да и сам сотрудник вряд ли будет доволен, если с первых дней придется самостоятельно выяснять, кто его начальник и коллеги, что нужно делать и по каким правилам здесь работают.
Что здесь важно:
Развитие и рост
Когда сотрудник освоится и начнет работать в полную силу, он перейдет на этап развития в компании. Это не всегда подразумевает повышение в должности или быстрый рост зарплаты: специалист может просто делать свою работу и набираться опыта. Но если он будет четко понимать свои перспективы и возможности, это повысит мотивацию и поможет сформулировать цели, ради которых человек работает.
Что здесь важно:
Удержание
В какой-то момент сотрудник может выгореть, устать или просто разочароваться в работе. От этого не застрахован никто, и к такому развитию событий стоит подготовиться, особенно если речь идет о ценных кадрах. Здесь на первый план выходят инструменты удержания — прежде всего система мотивации.
Что здесь важно:
Увольнение
Последний этап жизненного цикла: сотрудник уходит из компании. Чья бы ни была инициатива, стремитесь к тому, чтобы увольнение прошло гладко хотя бы с точки зрения законодательства, а в идеале — без конфликтов и претензий.
Что здесь важно:
Какие метрики учитывать
На каждом этапе жизненного цикла есть свои значимые показатели: например, рекрутеры оценивают скорость закрытия вакансий, T&D-менеджеры — качество учебных программ. Здесь мы поговорим о тех метриках, которые важны для жизненного цикла в целом.
Текучесть кадров
Показывает, какой процент сотрудников покинули компанию за тот или иной период — обычно за год. Приемлемым показателем чаще всего считают 3−7%, но многое зависит от отрасли: в сфере услуг, к примеру, текучесть традиционно высокая.
Если люди увольняются слишком часто, это повод проанализировать, как они переходят между этапами жизненного цикла и где происходит сбой. Например, частые увольнения после испытательного срока могут говорить о проблемах с онбордингом.
Индекс лояльности сотрудников (eNPS)
Метрика показывает, насколько люди довольны компанией, мотивированы и готовы дальше в ней работать. Чтобы ее измерить, проведите опрос о том, готовы ли сотрудники рекомендовать компанию как работодателя, и предложите им оценить это по 10-балльной шкале. Те, кто поставил 9−10 баллов, будут Промоутерами, 6−8 баллов — Нейтральными и ниже 6 баллов — Критиками. А дальше формула простая:
eNPS = Доля Промоутеров — Доля Критиков
Если Критиков слишком много, важно понять, чем они недовольны. Возможно, дело в условиях труда, системе мотивации или хаосе в процессах.
Средний срок работы в компании
Фактически это средняя продолжительность жизненного цикла персонала. Метрику стоит измерять в динамике — так вы поймете, лучше или хуже работает система мотивации и другие инструменты удержания по сравнению с тем, что было раньше.
Как считать:
● Посчитайте, сколько времени каждый сотрудник проработал в компании, и суммируйте результаты.
● Разделите эту сумму на среднюю численность персонала.
💡Важно💡 если в компании несколько сотрудников, которые работают уже много лет, это может исказить расчеты. К примеру, родители, ушедшие в отпуск по уходу за ребенком на несколько лет, все равно считаются сотрудниками — хотя учитывать их при расчетах длительности жизненного цикла вряд ли имеет смысл.